Психолог Андрей Винтергрин

Как определить свое призвание? Метод прояснения своего пути

Когда поиск призвания становится препятствием?

Недавно я встретился со старыми знакомыми. И выяснилось, что они находятся в непростой ситуации выбора: «Я не знаю, чем я хочу заниматься», «В каком направлении расти?»

Вы, возможно, узнаете себя в этом. Перепробовали, кажется, всё. Курсы по самопознанию и развитию карьеры. Книги о поиске призвания. Глубокая работа с психологом. Тесты на профориентацию. Может быть, даже коучинг или ретриты. И всё-таки с тем же мучительным вопросом: «Куда мне двигаться дальше? В чём моё предназначение?»

Это похоже на то, как если бы вы настойчиво и методично искали нечто, что постоянно ускользает от вас, и чем больше инструментов вы привлекаете для поиска, тем более разочаровывающим становится отсутствие результата. Ситуация, в которой вы оказались, несёт в себе глубокий парадокс. С одной стороны, вы проявляете завидную настойчивость в стремлении понять, куда двигаться в жизни. С другой стороны, сам этот непрерывный поиск может стать препятствием на пути к цели, которую вы так отчаянно ищете.

У нас вроде больше возможностей, чем когда-либо в истории человечества. А с другой стороны, именно это многообразие часто парализует нас, заставляя страшиться выбора и избегать ответственности. Что, если сама идея поиска «правильного пути» ведет нас по кругу, а не вперед?

От поиска ответов к искусству замечания

Представьте себе ситуацию: вы приходите на прием к врачу с жалобой на хроническую боль в спине. Врач, осмотрев вас, выписывает рецепт и прощается до следующего визита. Но вы замечаете странную вещь: боль присутствует не всегда. Иногда она усиливается, иногда стихает, а порой исчезает полностью. Что это значит? Если у вас «хроническая боль», почему она не постоянна?

В этом простом наблюдении скрыт фундаментальный принцип: ничто в нашем опыте не является статичным. Всё постоянно меняется. Даже то, что мы считаем «хроническим» или «постоянным», на самом деле существует в потоке перемен. Порой эти перемены едва уловимы, но они всегда присутствуют.

То же самое происходит и с нашими интересами, желаниями, ценностями. Когда мы произносим фразу «ничто меня не интересует», мы часто описываем реальное, но временное состояние. Постепенно эти слова могут превратиться в историю о нас самих, в своего рода линзу, через которую мы начинаем воспринимать свой опыт. Это естественный человеческий процесс — создавать о себе истории, которые помогают нам ориентироваться в мире. Интересно, что параллельно с этой историей в нашей жизни продолжают происходить моменты увлеченности, любопытства и радости, которые мы можем не замечать именно потому, что они не вписываются в нашу основную историю о себе.

Однако если мы внимательно посмотрим на свой опыт, то обнаружим иную картину. Вспомните день, когда вы были убеждены, что «ничто вас не интересует». Был ли в этот день хотя бы один момент — возможно, всего несколько минут — когда вы непроизвольно увлеклись чем-то? Может быть, вы засмотрелись на причудливый автомобиль, или внезапно заинтересовались случайной статьей, или забылись в разговоре с другом?

Эти моменты увлеченности — драгоценные ключи к пониманию себя. В такие моменты мы соприкасаемся с тем, что действительно резонирует с нашей внутренней природой. Эти состояния показывают, что привлекает нас естественным образом, без усилий и принуждения. Они раскрывают не только чем мы можем заниматься, но и как мы проявляем себя в этих занятиях — с какой интенсивностью, какими качествами внимания, какой эмоциональной окраской. Важно не столько содержание этих моментов (чем именно мы увлечены), сколько те качества опыта, которые в них проявляются — они и составляют основу нашей аутентичности.

Как определить свое призвание? Метод прояснения своего пути

Поэтому очень важный шаг к пониманию себя — это развитие искусства замечания этой изменчивости опыта. Это требует определенной практики, поскольку наш ум склонен к глобальным обобщениям: «я всегда такой», «мне никогда не интересно», «я никогда не могу решить». Эти абсолютные утверждения обычно сопровождаются сильными эмоциями: разочарованием, бессилием, отчаянием. Однако если мы научимся замечать вариативность своего опыта, то обнаружим, что ни одно из этих обобщений не выдерживает пристального взгляда.

Дневник вариативности: точка входа в новое понимание себя

Когда мы понимаем, что наши состояния меняются даже без нашего сознательного вмешательства, мы начинаем видеть возможности влиять на этот процесс с другой стороны. Если наши интересы, мотивация и вовлеченность естественно колеблются в течение дня, недели, месяца — значит, нам не нужно «найти» нечто уже существующее, нам нужно научиться создавать условия, при которых желаемые состояния возникают чаще и длятся дольше.

Это принципиально иной подход — от пассивного поиска к активному созиданию, от ожидания откровения к внимательному наблюдению, от вопроса «что мне делать?» к вопросу «что происходит прямо сейчас?». И в этом подходе наше внимание является не просто инструментом, а ключевым ресурсом трансформации.

Простой, но эффективный способ начать замечать эту изменчивость — вести дневник вариативности. Вот как это работает:

  1. В течение недели каждые 2-3 часа (когда не спите) отмечайте в блокноте или в телефоне (можно поставить несолько будильников на день):
    • Чем вы занимаетесь в данный момент
    • Насколько вы вовлечены в это занятие (по шкале от 1 до 10)
    • Насколько это занятие кажется вам значимым (по шкале от 1 до 10)
  2. В конце дня записывайте, что вы заметили:
    • Были ли моменты большей вовлеченности? С чем они были связаны?
    • Менялось ли ощущение значимости в течение дня?
    • Что происходило в моменты наибольшей вовлеченности?

Удивительно, но даже люди, которые искренне верят, что «сегодня ничто их не заинтересует», могут обнаружить, что в течение дня их уровень интереса и вовлеченности естественным образом колеблется. Иногда они даже обнаруживают, что полностью поглощены какой-то деятельностью — просто не замечали этого раньше.

Замечание изменчивости как компас в поиске своего пути

Вопрос «куда мне двигаться дальше?» часто парализует нас именно потому, что мы воспринимаем его как требование найти единственно верный ответ — ответ, который определит всю нашу оставшуюся жизнь. Но что, если вместо поиска этого мифического «единственного пути» мы начнем внимательно изучать, как меняется качество нашего опыта в разных обстоятельствах?

Представьте, что вы ведете дневник вариативности и обнаруживаете, что уровень вашей вовлеченности стабильно повышается до 8-9 баллов из 10, когда вы объясняете сложные концепции другим людям. Это происходит независимо от контекста — будь то разговор с другом о книге, объяснение коллеге нового программного обеспечения или помощь ребенку с домашним заданием. Это не означает, что вам немедленно нужно стать преподавателем, но это важная информация о том, что процесс объяснения каким-то образом резонирует с вашей внутренней природой.

Замечая подобные паттерны, вы начинаете видеть свое «предназначение» не как заранее определенную роль или профессию, а как набор качеств опыта, который вы можете культивировать в различных контекстах. Возможно, ваша особая одаренность проявляется не в том, чем вы занимаетесь, а в том, как вы это делаете — с какими качествами присутствия, с какой глубиной погружения, с какой способностью связывать разрозненные элементы в целостную картину.

От единого призвания к множеству проявлений

Традиционный взгляд на предназначение предполагает, что существует определенная профессия или роль, которая идеально соответствует нашей природе. Но что, если ваше «предназначение» может проявляться через множество различных форм?

Рассмотрим пример. Через внимание к изменчивости опыта человек может обнаружить, что в моменты наибольшей вовлеченности и удовлетворения присутствуют три основных элемента:

  • Творческое самовыражение
  • Создание порядка из хаоса
  • Непосредственное взаимодействие с людьми

Эти элементы могут быть реализованы во множестве различных профессий и деятельностей: от дизайна интерьеров до организации мероприятий, от преподавания до консультирования, от управления проектами до писательской деятельности. Вместо того чтобы пытаться выбрать «правильную» профессию из этого списка, человек может сознательно создавать условия, при которых эти ключевые элементы присутствуют в его деятельности, независимо от конкретной формы, которую эта деятельность принимает.

Дневник вариативности помогает нам выявить эти ключевые элементы. Возвращаясь к записям за неделю или две, мы можем проанализировать, какие качества присутствовали в моменты высокой вовлеченности. Возможно, мы обнаружим, что нас увлекают не столько конкретные виды деятельности, сколько определенные качества опыта — будь то возможность исследовать новое, помогать другим, создавать что-то своими руками или разрешать сложные проблемы.

Таким образом, внимание к изменчивости опыта позволяет нам перейти от понимания предназначения как конкретной роли к пониманию предназначения как уникального способа присутствия в мире.

Переосмысление жизненных переходов

Особенно ценным внимание к изменчивости опыта становится в моменты жизненных переходов — когда мы заканчиваем учебу, меняем карьеру, выходим на пенсию или переживаем любые другие значительные перемены в жизни.

В эти периоды вопрос «куда двигаться дальше?» звучит особенно остро. Традиционный подход предписывает нам проанализировать свои навыки, образование и опыт, чтобы найти «подходящую» роль. Но замечание изменчивости открывает другой путь.

Вместо того чтобы спрашивать «кем мне стать?», мы можем исследовать свой опыт:

  • В каких обстоятельствах я чувствую себя наиболее живым и присутствующим?
  • Какие качества опыта для меня наиболее значимы?
  • Как меняются мои интересы в зависимости от контекста, времени дня, окружения?
  • Какие условия позволяют мне быть наиболее вовлеченным и продуктивным?

Эти вопросы не имеют окончательных ответов — и в этом их ценность. Они приглашают нас к постоянному исследованию, к тому, чтобы жить вопросами, а не удовлетворяться фиксированными ответами.

От «должен» к «хочу»: освобождение внутреннего компаса

Одним из самых блокирующих аспектов вопроса «куда мне двигаться дальше?» является скрытое в нем чувство долга. Мы часто спрашиваем себя об этом не потому, что действительно хотим узнать ответ, а потому что чувствуем, что «должны» иметь ясное направление, «должны» делать осмысленную работу, «должны» реализовать свой потенциал.

Внимание к изменчивости опыта помогает освободиться от этой тирании «должен». Когда мы замечаем, как естественно меняются наши состояния в течение дня, мы начинаем доверять этой естественной изменчивости, доверять своим ощущениям. Мы понимаем, что наши интересы и мотивации не являются чем-то, что мы должны найти или создать через силу — они уже есть в нас, уже проявляются в определенных обстоятельствах.

На практике это может выглядеть так: пересматривая свой дневник вариативности, вы обнаруживаете, что в определенные часы дня ваша вовлеченность естественным образом возрастает, или что некоторые виды деятельности вызывают у вас больший интерес, чем вы предполагали. Это знание освобождает вас от необходимости «правильно выбрать» и позволяет обратиться к более глубокому внутреннему компасу — к непосредственному чувству вовлеченности, интереса, значимости. Вместо того чтобы спрашивать «что я должен делать?», вы начинаете спрашивать «что меня действительно интересует в этот момент?».

Принятие неопределенности как ресурс

Культура часто учит нас воспринимать неопределенность как проблему, которую необходимо как можно скорее устранить. Однако замечание изменчивости открывает парадоксальную истину: неопределенность может быть ценным ресурсом.

Когда мы признаем, что не знаем наверняка, куда движемся, мы освобождаемся от иллюзии контроля и открываемся подлинным возможностям настоящего момента. Мы больше не пытаемся втиснуть себя в заранее определенную форму – будь то профессия, образ жизни или социальная роль.

Это не означает отказ от целей или направления. Скорее, это приглашение удерживать их более легко, с готовностью корректировать по мере получения новой информации. Как река находит свой путь, огибая препятствия и адаптируясь к ландшафту, так и мы можем двигаться вперед, сохраняя при этом гибкость и открытость.

От «где моё место?» к «как я могу быть здесь?»

Внимание к изменчивости опыта трансформирует сам вопрос о предназначении. Вместо «где моё место в мире?» мы начинаем спрашивать «как я могу полностью присутствовать здесь и сейчас?».

Эта трансформация не отменяет важности поиска своего пути, но придает ему новое качество. Вместо мучительных попыток найти единственно верный ответ мы вступаем в живой диалог с нашим уже имеющимся опытом. Мы учимся доверять внутренним ощущениям, не обобщая их, а замечая моменты глубокой вовлеченности.

Возможно, главный урок дневника вариативности заключается не столько в конкретных выводах, которые мы из него делаем, сколько в самом процессе его ведения. Систематически отмечая свои состояния и их изменения, мы тренируем новый навык — способность замечать тонкие сигналы своего опыта, которые ранее оставались незамеченными. Эта способность замечать становится настоящим сокровищем, позволяющим нам жить более осознанно и полно.

Индивидуальный подход к поиску своего пути

Дневник вариативности — это лишь один из многих инструментов, позволяющих развить внимательность к изменчивости опыта и прояснить свое предназначение. Важно понимать, что каждый человек уникален, и то, что работает для одного, может быть малоэффективным для другого.

Если вы чувствуете, что самостоятельные попытки прояснить свой путь не приносят желаемого результата, или вам сложно поддерживать регулярную практику внимательности — не отчаивайтесь. Часто для запуска процесса изменений нужен взгляд со стороны и поддержка специалиста, который поможет выбрать наиболее подходящие для вас практики с учетом ваших индивидуальных особенностей, жизненной ситуации и обстоятельств.

Самое важное — помнить, что поиск своего пути не является линейным процессом с четким началом и концом. Это скорее непрерывное исследование, в котором каждый шаг открывает новые горизонты и возможности. И на этом пути вы не одиноки.