fbpx ...

Психолог Андрей Винтергрин

Психологическая помощь Марте из сериала Netflix «Олененок»

В этом анализе я опишу, чем я как психолог мог бы помочь персонажу Марте Скотт, из сериала Netflix «Олененок» («Baby Reindeer»). Нужно уточнить, что я не могу точно знать, какие упражнения наилучшим образом подошли бы Марте без реального взаимодействия и обратной связи. Однако этот умозрительный анализ может дать представление, как проходит процесс консультирования с использованием методов терапии принятия и ответственности (ACT).

Анализ ситуации Марты

В сериале Марта изображена как сложная персона, которая становится глубоко одержимой Донни Данном, главным героем. Она встречает Донни в пабе, где он работает, и её одержимость начинается после, казалось бы, незначительного акта доброты со стороны Донни. По мере усиления её одержимости, действия Марты становятся всё более драматичными, что в конечном итоге приводит к обвинению ее в преследовании и домогательствах. Сериал изображает её как фигуру, чья фиксация на Донни приводит к всё более непредсказуемому и опасному поведению.

Марта — это типичный пример того, как сложные психологические проблемы могут влиять на повседневную жизнь и межличностные отношения. Мы разберем, как можно использовать ACT для разработки здоровых стратегий поведения и взаимодействия с окружающими. Если бы Марта обратилась за психологической помощью, она могла бы обсудить ряд симптомов, связанных с одержимостью, и возможно обсудить свои проблемы с управлением личными границами и как справляться с отказом. Её психологическое беспокойство и действия могли бы быть обсуждены с точки зрения их влияния на её жизнь и отношения, исследуя такие темы, как привязанность, идентичность и личная безопасность. Эти факторы могли бы быть центральными в её терапевтическом пути, сосредоточив внимание на понимании и модификации её моделей одержимости и взаимодействия с другими.

Работа над когнитивным слиянием

Марта — человек с глубоким чувством одиночества и недостатка внимания, что может выражаться в её уязвимости к чрезмерной зависимости от внешнего подтверждения своей значимости. Она может испытывать повышенную тревожность, страх отвержения и навязчивое стремление контролировать ситуацию, чтобы избежать этих негативных чувств.

Марта может сливаться с мыслями типа “Если Донни не обращает на меня внимания, значит, я недостойна любви” или “Я должна заставить его заметить меня, иначе я никто”. Такие мысли могут приводить к нерациональным и деструктивным действиям, таким как сталкинг или навязчивое поведение.

На что направлены техники

В начале консультаций можно было бы использовать упражнения на идентификацию отдельных мыслей и их оценку на предмет реалистичности и полезности. Например, Марта могла бы записывать свои мысли в специальный дневник и обсуждать их со мной, чтобы увидеть, как они влияют на её поведение и чувства. 

Далее я бы продолжил работу над уменьшением когнитивного слияния — процесса, в котором человек сильно отождествляется со своими мыслями и чувствами, что приводит к деструктивному поведению. Марте предложили бы упражнения на дистанцирование, чтобы она могла увидеть свои мысли и чувства как отдельные от своего реального “я” и не обязательно руководящие её действиями. Наример, просить Марту описывать свои мысли как проходящие объекты, которые не требуют реакции или вовлечения, и учить её, как она может замечать эти мысли, не позволяя им диктовать свои действия.

Применение метафор могут помочь Марте визуализировать свои мысли, например, как пассажиров автобуса, которые говорят ей, куда ей ехать, но не обязательно должны определять путь. Это помогает научиться не реагировать на каждую мысль как на приказ.

Определение и уточнение ценностей

Далее, была бы проведена работа над определением и уточнением её ценностей, что помогло бы Марте найти более здоровые способы достижения желаемых результатов в её жизни. Определение того, что действительно важно для неё, поможет уменьшить её зависимость от одобрения других людей и снизить её потребность в контроле над Донни.

Марта может испытывать глубокое чувство потерянности и отсутствие смысла в жизни, что заставляет её искать значимость во внимании других людей. Она может ценить межличностные отношения и восприимчивость к нуждам других, однако её способы взаимодействия могут быть нездоровыми из-за неправильного понимания того, как эти потребности могут быть удовлетворены без нарушения границ.

На что направлены техники

Я бы мог помочь Марте определить её истинные ценности через различные упражнения. Например, через визуализацию, где Марта представляет себя в ситуациях, где она живет в соответствии со своими ценностями. Она могла бы исследовать, что для неё действительно важно в отношениях, работе, дружбе и саморазвитии. Это поможет ей понять, какие аспекты жизни приносят ей удовлетворение помимо одобрения других.

Психологическая помощь Марте из сериала Netflix «Олененок»Понимание разрыва между её текущим поведением (например, сталкинг) и её основными ценностями (например, забота о других) может помочь Марте увидеть, что её действия на самом деле противоречат её желаниям. Это осознание может стать мощным стимулом для изменений.

После определения своих ключевых ценностей, Марта может установить конкретные, реалистичные цели, которые соответствуют этим ценностям. Например, если она ценит заботу, она могла бы найти способы заботиться о себе и о других, которые не включают контролирующее или зависимое поведение.

Также можно было бы помочь Марте развить социальные навыки, которые способствуют здоровым и удовлетворительным взаимоотношениям. Это включает в себя обучение установлению границ, коммуникативные навыки, и способы выражения своих потребностей и желаний (в виде Я-высказываний) без манипуляций или давления.

В работе с ценностями и поведением Марты, ключевым аспектом является преобразование её зависимостьи от внимания других в более здоровые и конструктивные формы самовыражения и межличностных отношений. Консультации могли бы включать работу над улучшением межличностных навыков Марты, включая установление и поддержание здоровых границ, эффективное общение и умение решать конфликты. Это было бы направлено на улучшение её отношений с другими и снижение конфликтности в этих отношениях.

Чтобы помочь Марте развивать и закреплять новые поведенческие стратегии, можно было бы использовать ролевые игры. Например, Марта могла бы участвовать в ролевой игре, где она практикует установление здоровых границ в различных социальных сценариях или обучается эффективным способам выражения своих потребностей и чувств без манипуляций. Эти упражнения на практике в безопасной, поддерживающей обстановке терапевтической сессии помогут ей лучше чувствовать себя в подобных ситуациях в реальной жизни.

Развитие осознанности

Марта часто может действовать импульсивно, поддаваясь мгновенным эмоциональным порывам, что приводит к нежелательным последствиям. Её трудности с управлением внутренними переживаниями и непродуманными реакциями могут быть обусловлены недостаточной осознанностью своих мыслей и чувств в моменте их возникновения. 

Включение практик осознанности поможет Марте улучшить её способность замечать свои мысли и чувства без автоматического реагирования на них. Это способствует более здоровому способу взаимодействия с её мыслями и снижению стресса, вызванного её одержимостью.

На что направлены техники

  • Марта могла бы практиковать дыхательное упражнение, фокусируясь на своём дыхании, что помогает уменьшить воздействие навязчивых мыслей.
  • Еще одно упражнение – сканирование тела. Эта практика включает медленное «сканирование» каждой части тела с целью увеличения осознания о физических ощущениях и уменьшения напряжения. Сканирование тела помогает развивать способность замечать и принимать свои физические чувства без необходимости реагировать на них.
  • Также можно научить Марту технике осознанности в обыденных действиях, например, при еде, ходьбе или слушании. Это упражнение учит замечать детали в той деятельности, который вы занимаетесь стараясь не отвлекаться на другие мысли, что помогает оставаться в настоящем и не поддаваться автоматическому включению в негативные мысленные размышления.
  • Для некоторых из этих упражнений Марта могла бы устанавливать напоминания несколько раз в день, что поможет ей возвращаться к настоящему моменту и снижать реактивность.

Эти и другие техники осознанности могли бы помочь Марте развить способность работать со своими эмоциями и мыслями более эффективно, что является ключевым аспектом в преодолении её нававизимой одержимостью Донни. Продолжение практики по развитию осознанности могло бы способствовать её умениям адаптивно реагировать на внутренние переживания, а не поддаваться импульсивным действиям.

Готовность и принятие чувств

Марта может переживать сильные внутренние конфликты, связанные с чувством вины, стыда, или неудовлетворённости собой, особенно после конфликтных или стрессовых ситуаций, связанных с её поведением по отношению к Донни. Эти чувства могут усугублять её психологическое состояние и вести к дальнейшим нездоровым попыткам контроля или изменения ситуации.

Поэтому важной частью сессий будет научить Марту готовности к встрече со своими внутренними переживаниями без попыток их изменить или избежать их. Это включает работу над тем, чтобы видеть эти переживания как нормальные и неизбежные аспекты жизни, которые не обязательно нужно “исправлять”. Это могло бы помочь ей уменьшить борьбу с этими чувствами и перестать их воспринимать как угрозу.

На что направлены техники

Можно было бы предложить Марте учится улавливать разницу между тем, что она чувствует, и тем, что она делает. Она может чувствовать гнев, стыд, или вину, но это не значит, что она должна действовать под влиянием этих чувств. Для развития этого навыка в дополнение к упражениям на осознанность можно предложить ведение дневника, где Марта записывает свои чувства и мысли без оценки и критики, что может помочь ей развивать навык принятия себя и своих переживаний. Также можно было бы предложить Марте упражнения на «создание пространства для своих эмоций».

Применение техник осознности и принятия может помочь Марте снизить внутреннее напряжение и страхи, связанные с отвержением и неудачами, и позволит ей вести более полноценную и сбалансировананную жизнь. Это повышение психологической устойчивости поможет ей лучше адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам и уменьшить навязчивую потребность во внимании других.

Между консультациями

Марта, имея тенденцию к одержимости и сталкингу, нуждается в постоянной практике и заданиях, которые помогают укрепить навыки, полученные во время сессий. Повседневные упражнения могут помочь ей оставаться в рамках здорового поведенческого пространства, избегая старых паттернов и поощряя новые, более адаптивные способы мышления и действий.

  • Фиксация сложных ситуаций и мыслей: Марта могла бы вести дневник, в котором ежедневно записывает свои мысли и чувства, а также свои реакции на них. Это упражнение помогает ей практиковать осознанность и принятие в повседневной жизни, учась различать моменты, когда она склонна к автоматическим реакциям.
  • Рефлексия на тему ценностей: Задача заключается в ежедневном отражении того, как действия Марты соотносятся с её ценностями. Она могла бы задавать себе вопросы, помогающие убедиться, что её действия отражают её истинные ценности, например: «Как я сегодня проявила заботу?» или «В каких ситуациях я могла бы лучше установить границы?»
  • Создание «Плана действий» для кризисных моментов: План, который мы могли бы разработать совместно с Мартой, чтобы точно знать, что делать, когда она ощущает угрозу возврата к старым паттернам. Это может включать список действий, таких как звонок другу, прогулка или выполнение релаксационного упражнения.

Эти задания и шаги направлены на то, чтобы помочь Марте применять полученные навыки в реальные ситуации, повышая её способность управлять своим поведением и эмоциями, тем самым способствуя более здоровому и сбалансированному образу жизни.

Планирование долгосрочных стратегий поддержки и самопомощи включало бы возможное вовлечение Марты в группы поддержки или сообщества, которые разделяют её ценности. Это помогло бы Марте чувствовать поддержку и понимание со стороны других, снижая её чувство изоляции. Ключевой аспект дальнейшего консультирования заключался бы в постоянной оценке прогресса Марты и адаптации подходов в зависимости от её текущих потребностей и целей.

Для обсуждения анализа этой ситуации приглашаю в свой телеграмм-канал https://t.me/vintergrin_story, где под этой историей мы сможете оставить свое мнение или задать дополнительные вопросы. 

Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.