fbpx

Психолог Андрей Винтергрин

Психологическая помощь Мэрилин Монро («Блондинка»,2022)

В этом анализе я рассмотрю, какую психологическую помощь я мог бы оказать Мэрилин Монро, главной героине фильма «Блондинка». Выводы основаны на теоретическом анализе сцен её жизни и поведения в фильме. Стоит учитывать, что без реального взаимодействия и обратной связи от клиента невозможно точно определить, какие конкретные техники и упражнения были бы для неё наиболее эффективны. Однако этот  разбор позволяет получить представление о том, как может проходить консультирование с применением методов ACT-терапии. 

Ситуация Мэрилин Монро

Главная героиня фильма «Блондинка» («Blonde», 2022) — Норма Джин Бейкер, более известная как Мэрилин Монро, культовая актриса и секс-символ Голливуда 1950-х годов. Фильм, режиссера Эндрю Домиником, представляет собой биографическую драму, основанную на романе Джойс Кэрол Оутс. В центре сюжета — сложная жизнь и карьера Мэрилин Монро, отражающая её внутренние и внешние конфликты. Ключевые сцены включают её детство с психически больной матерью, борьбу с идентичностью, непрерывные проблемы в личной жизни и отношения с мужчинами, а также моменты славы и уязвимости на экране и за его пределами.

Мэрилин Монро, как личность и как персонаж, представляет собой сложную мозаичную фигуру, в которой переплетаются публичный образ и глубокие внутренние противоречия. Её детство прошло в атмосфере нестабильности и эмоционального стресса, что оказало значительное влияние на её последующую жизнь. Мать Нормы Джин страдала психическим расстройством, и отсутствие отца только усугубляло ситуацию, создавая у неё чувство заброшенности и необходимости в признании.

В подростковом возрасте Норма Джин начала строить свою карьеру, став моделью и затем актрисой. Однако её публичный образ, созданный Голливудом, часто контрастировал с её внутренними переживаниями и сомнениями. Мэрилин Монро стала символом гламура и сексуальности, но за этим фасадом скрывалась хрупкая и ранимая женщина, страдающая от депрессии, тревожности и проблем с самооценкой.

Главная проблема Нормы Джин — глубокая психологическая и эмоциональная боль, связанная с её самоидентификацией и попытками найти свое место в мире. Её страдания проявляются в виде депрессии, тревожности, злоупотребления веществами и деструктивных отношений. Эти проблемы усугубляются её трудностями в совмещении образа публичной личности Мэрилин Монро и её настоящего “я” — Нормы Джин.

Ключевые проблемы Мэрилин Монро

Детство с матерью

Одной из наиболее значимых сцен в фильме является её детство с психически больной матерью. Этот период жизни Нормы Джин был полон страха и чувства заброшенности. Триггерами (антецедентами) этого состояния были непредсказуемое поведение матери и отсутствие отца. Мать Нормы Джин страдала психическим расстройством, что делало её неспособной заботиться о дочери и предоставлять ей необходимую эмоциональную поддержку. В ответ на эти условия Норма Джин проявляла поведение, характеризующееся страхом, тревожностью и чувством глубокого одиночества. Последствиями этого периода стали формирование глубокой эмоциональной травмы и потребности в признании и любви, которые она пронесла через всю свою жизнь.

Психологическая помочь Мэрилин МонроВзаимоотношения с мужчинами

Еще одна важная часть её жизни — отношения с мужчинами. Норма Джин постоянно стремилась к любви и признанию, что часто приводило её к деструктивным отношениям. Триггерами здесь выступали её потребность в признании и стремление к эмоциональной близости, которые она пыталась удовлетворить через отношения. Однако её поведение в этих отношениях часто характеризовалось зависимостью и подчинением, что приводило к чувству опустошенности и усилению внутреннего конфликта. Последствиями этих деструктивных отношений становились её эмоциональная нестабильность и ухудшение психического здоровья.

Карьерные моменты

Карьерные моменты также играли важную роль в жизни Нормы Джин. Триггерами здесь были ожидания и давление со стороны общества и киноиндустрии, которые требовали от неё соответствия определённому образу Мэрилин Монро. В ответ на это давление она создавала и поддерживала публичный образ, что включало злоупотребление алкоголем и наркотиками как способ справиться со стрессом. Поведение Нормы Джин в этих ситуациях можно охарактеризовать как попытки избежать неприятных эмоций и поддерживать искусственный образ, что в итоге приводило к усилению чувства раздвоенности и самопотери. Последствиями такого поведения стали её ухудшающееся психическое и физическое здоровье, а также усиление внутреннего конфликта между её настоящим “я” и публичным образом.

Психологическая помочь Мэрилин Монро

Применение принципов терапии принятия и ответственности (ACT) к ситуациям Нормы Джин Бейкер (Мэрилин Монро) позволяет предложить стратегии работы, которые могли бы помочь ей справиться с психологическими и эмоциональными трудностями. Важная особенность ACT-подхода заключается в том, что он направлен не на выяснение причин страданий, а на создание условий для полноценной и значимой жизни, даже если эти страдания присутствуют. Поиск причин, таких как детские травмы или внешние обстоятельства, безусловно, важен и может дать ценную информацию. Однако, часто он не приводит к непосредственному улучшению текущего состояния человека. Вместо этого мы сосредоточимся на том, как помочь Норме Джин жить желаемой жизнью, несмотря на тяжелые переживания и внутренние конфликты. И если бы Норма Джин обратилась ко мне за помощью как психологу, я бы предложил следующие направления работы:

Когнитивное разделение

Первым шагом было бы помочь Норме Джин (Мэрилин Монро) научиться отделять свои мысли от реальности. Часто, когда мы думаем о себе что-то негативное, мы начинаем верить в это, как будто это абсолютная правда. Например, Норма Джин могла бы думать: “Я никогда не буду достаточно хорошей”, и воспринимать эту мысль как истину. Когнитивное разделегние помогает нам осознать, что мысли не всегда отражают реальность.

Я бы предложил ей практики, которые помогают увидеть эти мысли как просто мысли, а не объективные факты. Мы могли бы использовать метафоры, такие как “листья на реке”, чтобы помочь ей научиться отпускать эти мысли, не позволяя им управлять её самооценкой. 

Постепенно, с практикой, Норма Джин могла бы начать видеть свои негативные мысли как просто мимолетные образы, которые приходят и уходят. Это уменьшило бы её внутреннюю борьбу и дало бы ей больше свободы действовать в соответствии с её ценностями и стремлениями, а не под влиянием негативных самооценок.

Принятие

Мы бы исследовали, как попытки Нормы Джин контролировать или избегать неприятных эмоций в конечном итоге усиливали её страдания. Например, её злоупотребление алкоголем и наркотиками можно рассматривать как форму избегания, которая давала кратковременное облегчение, но в долгосрочной перспективе усугубляла проблемы.

Я бы предложил Норме Джин практики принятия, чтобы она могла лучше справляться с болезненными эмоциями и мыслями. И вместо того чтобы пытаться избегать или подавлять свои чувства, я бы научил её принимать их как естественную часть человеческого опыта.

Принятие в контексте ACT означает готовность испытывать свои мысли и чувства без борьбы с ними. Это не значит, что нужно согласиться с негативными мыслями или смириться с плохими обстоятельствами, а скорее быть открытым к своим внутренним переживаниям, не пытаясь их избегать или подавлять.

Мы могли бы использовать упражнения, направленные на осознание и принятие своих эмоций, такие как дыхательные техники и техники визуализации. Это помогло бы уменьшить её внутреннюю борьбу и страдания. Часто она пыталась избежать или подавить свои негативные чувства, что только усиливало её страдания. Постепенно, практикуя принятие, Норма Джин могла бы научиться лучше справляться с болезненными эмоциями и мыслями, не позволяя им управлять её жизнью. Это помогло бы ей стать более открытой и гибкой, что важно для достижения личных целей и реализации своих ценностей. 

Контакт с настоящим моментом

Я бы предложил Норме Джин развивать навыки осознанности, чтобы она могла фокусироваться на настоящем моменте. Контакт с настоящим моментом — это процесс, который помогает человеку сосредоточиться на текущем моменте и быть более осознанным. Это означает полное присутствие в текущем моменте, без отвлечений на мысли о прошлом или будущем. Это включает в себя осознанность, которая позволяет человеку замечать свои мысли, чувства и окружающую среду с открытостью и без осуждения. 

Контакт с настоящим моментом мог бы значительно снизить уровень тревожности и стресса в жизни Нормы Джин. Часто она была погружена в мысли о прошлом или будущем, что усиливало её эмоциональные страдания. Практикуя осознанность, она могла бы научиться лучше управлять своими эмоциями и сосредотачиваться на том, что происходит прямо сейчас.

Например, если бы Норма Джин чувствовала себя подавленной из-за воспоминаний о трудном детстве, я бы предложил ей вернуться к настоящему моменту с помощью осознанного дыхания или других упражнений. Это помогло бы ей уменьшить влияние негативных воспоминаний и сконцентрироваться на текущем опыте, который, возможно, менее болезненный.

Постепенно, с практикой, Норма Джин могла бы развить более устойчивое состояние осознанности, которое помогло бы ей лучше справляться с эмоциональными вызовами и наслаждаться жизнью. 

Видеть себя со стороны

Развитие «Наблюдающего Я» — это процесс, который помогает человеку развить способность видеть себя со стороны без осуждения и критики. Наблюдение за собой включает в себя развитие осознанности своих мыслей, эмоций и действий без суждения. Это значит видеть себя как наблюдателя, который замечает, что происходит внутри и вокруг, не пытаясь изменить или контролировать этот процесс. Это помогает человеку лучше понять свое поведение и реакции. Кроме того, наблюдение за собой помогает развить способность принимать свои эмоции и мысли такими, какие они есть, не пытаясь их изменить или избежать. Это важно для уменьшения внутреннего конфликта между её публичным образом и личными чувствами.

Постепенно, с практикой, Норма Джин могла бы научиться видеть себя более целостно и без осуждения. Это помогло бы ей лучше понять свои истинные потребности и желания, что, в свою очередь, могло бы способствовать более аутентичному и удовлетворённому образу жизни. Наблюдение за собой могло бы стать важным инструментом для её личного роста и эмоционального благополучия.

Ценности

Мы бы вместе исследовали её истинные ценности, чтобы понять, что действительно важно для неё в жизни. Ценности — это глубокие убеждения и принципы, которые направляют нашу жизнь и определяют, что для нас важно. Они отличаются от целей, так как ценности представляют собой постоянные ориентиры, в то время как цели могут быть достигнуты и изменены. Например, ценностью может быть творчество, а целью — написать книгу.

Для Нормы Джин (Мэрилин Монро) этот процесс мог бы стать основой для принятия решений и действий, которые соответствуют её истинным стремлениям и убеждениям, а не внешним ожиданиям. Часто Мэрилин чувствовала себя потерянной и разорванной между своим публичным образом и личными стремлениями. Исходя из некоторых сцен фильма можно выделить следующий ценности Нормы Джин:

  • Стремление к любви

Нормы Джин искренне стремилась к признанию и любви, как со стороны публики, так и в личных отношениях. Она хотела быть любимой и ценимой не только как звезда, но и как человек.

В фильме есть сцена, где Норма выступает перед огромной аудиторией, которая аплодирует и приветствует её. На её лице отражается смесь счастья и облегчения, когда она получает признание, о котором так долго мечтала. В личной жизни её отношения с Джо Ди Маджо и Артуром Миллером также показывают её стремление к любви и стабильности, которые она искала в своих партнёрах. 

Норма Джин стремилась к искренности и подлинности, несмотря на общественный образ, который ей навязывали. Она хотела, чтобы люди видели её настоящую, а не только экранный образ. Её откровенные разговоры о своих страхах, мечтах и разочарованиях раскрывают её стремление быть понятой и принятой такой, какая она есть.

  • Семья и забота о близких

Несмотря на все свои личные проблемы, Норма Джин ценила семью и стремилась к созданию крепких семейных отношений. Она испытывала сильную привязанность к своей матери и хотела иметь своих детей.

В фильме Норма Джин посещает свою мать в психиатрической клинике и несмотря на все трудности, она пытается наладить отношения и заботиться о ней. Также есть сцена, где она выражает свое глубокое желание иметь детей и создать семью, чего ей так и не удалось достичь.

  • Творческое самовыражение

Норма Джин искренне ценила своё творчество и стремилась не просто быть актрисой, а стать великой актрисой, чтобы её искусство тронуло людей. Сцена, где Норма готовится к важной роли, изучая сценарий и обсуждая свои идеи с режиссером, показывает её стремление к профессионализму и глубокому пониманию своих персонажей. Она старается внести свою индивидуальность и талант в каждую роль, стремясь к признанию не только как звезды, но и как талантливой актрисы.

Понимание своих ценностей могло бы стать для неё компасом, который помог бы принимать решения, соответствующие её истинным желаниям и убеждениям. Кроме того, осознание ценностей могло бы помочь ей справляться с трудными эмоциями и ситуациями. Зная свои ценности, Норма Джин могла бы легче принимать решения, которые соответствуют её внутренним убеждениям, а не только внешним ожиданиям. Это привело бы к большей целостности и гармонии в её жизни.

Ответсвенные действия

Ответственные действия (или ценностные действия) — это процесс, который помогает человеку предпринимать шаги, направленные на реализацию своих ценностей, несмотря на возникающие трудности и страхи. Для Нормы  этот процесс мог бы стать ключевым для воплощения её истинных желаний и убеждений в конкретные поступки, ведущие к более аутентичной и удовлетворённой жизни. Этот этап работы мог бы помочь Норме Джин превратить её ценности в конкретные поступки, что привело бы к более удовлетворённой и целеустремлённой жизни. 

Как бы это могло выглядеть в работе с Нормой Джин?

  1. Установление конкретных целей: Я бы предложил Норме Джин начать с установления конкретных, измеримых и достижимых целей, которые соответствуют её ценностям. Например, если одной из её ценностей является творчество, целью могло бы стать написание сценария. Мы бы разбили эти цели на более мелкие шаги, чтобы они казались более достижимыми.
  2. Планирование действий: Мы бы вместе составили план действий для достижения этих целей. Это могло бы включать в себя ежедневные или еженедельные задания, которые приближают её к реализации ценностей. Например, если целью является написание сценария, Норма Джин могла бы выделять определённое время каждый день для работы над этим проектом.
  3. Поддержка и мотивация: Я бы помогал Норме Джин оставаться мотивированной и поддерживал её на каждом этапе. Мы бы обсуждали её успехи и трудности, находили способы преодоления препятствий и отмечали достижения. Это помогло бы ей чувствовать себя уверенно и видеть прогресс в своих действиях.
  4. Работа с препятствиями: Мы бы обсуждали возможные препятствия и способы их преодоления. Это могло бы включать в себя техники управления стрессом, осознанность и когнитивное разделение, чтобы справляться с негативными мыслями и эмоциями, которые могут возникать на пути к целям.
  5. Регулярная рефлексия: Я бы предложил Норме Джин регулярно рефлексировать о своих действиях и прогрессе. Мы бы обсуждали, что работает, а что нет, и вносили коррективы в план действий при необходимости. Это помогло бы ей оставаться на пути к своим целям и не терять мотивацию.

Заключение

Анализ жизни и внутренней борьбы Нормы Джин Бейкер (Мэрилин Монро) через призму терапии принятия и ответственности (ACT) показывает, что применение этих принципов могло бы помочь ей найти путь к более целостной и удовлетворяющей жизни. А ее страдания, связанные с самоидентификацией, депрессией, тревожностью и деструктивными отношениями, могли бы быть значительно уменьшены.