fbpx

Психолог Андрей Винтергрин

Психологический анализ фильма «Жить» Оливера Хермануса (2022)

Фильм «Жить» (Living), снятый Оливером Херманусом в 2022 году, представляет собой трогательную драму, основанную на классическом японском фильме Акиры Куросавы «Икиру» (1952). Рассмотрение этого фильма через призму «Терапии принятия и ответственности» (Acceptance and Commitment Therapy, ACT) позволяет глубже понять личностные трансформации главного героя и выявить важные темы, связанные с психологической гибкостью, ценностями и экзистенциальным смыслом.

Ситуация мистера Уильямса

Мистер Уильямс, центральный персонаж фильма «Жить» (2022). Он старший чиновник, начальник отдела, отвечающего за общественные работы. Внешне мистер Уильямс – пожилой мужчина с аккуратной внешностью. Он всегда одет в строгий деловой костюм, подчеркивающий его серьезное отношение к работе и жизни. Его движения и манеры сдержанны, а речь формальна и лишена эмоциональных оттенков. Этот образ дисциплинированного чиновника дополняется его уравновешенностью и осторожностью в общении. Его жизнь строго регламентирована, он придерживается бюрократических правил и процедур, предпочитая оставаться в тени и не привлекать к себе внимания. Его существование кажется монотонным и лишенным ярких событий, создавая впечатление, что он просто плывет по течению, не задумываясь о глубинных смыслах и целях. Он избегает глубоких связей с людьми и не проявляет ни радости, ни горя, погружаясь в рутину и бюрократические обязанности. 

Узнав о своем неизлечимом заболевании, он начинает переосмысливать свою жизнь и сталкивается с вопросами о значении и ценностях. Болезнь ставит перед ним вопрос: как прожить оставшееся время так, чтобы не сожалеть о прошлом? В этот момент начинается его экзистенциальный кризис, который становится центральной темой фильма. Он сталкивается с осознанием собственной смертности и внезапно понимает, что его жизнь была наполнена пустотой и бессмысленностью. Этот кризис можно охарактеризовать как столкновение с реальностью конечности жизни, которое пробуждает глубокие и ранее подавленные чувства.

Фильм «Жить» Оливера Хермануса (2022) с точки зрения ACTВ рамках «терапии принятия и ответственности» экзистенциальный кризис мистера Уильямса можно рассматривать как точку перехода от жизни, наполненной избеганием и монотонной работой, к жизни, основанной на принятии и осознанных действиях. В начале своего пути он переживает глубокое чувство отчаяния и страха перед неизбежным концом. Эти эмоции становятся настолько сильными, что он начинает искать способы справиться с ними, и именно в этот момент происходит ключевой поворот в его жизни.

Осознание и Принятие

Узнав о диагнозе, мистер Уильямс испытывает сильный шок. Врач сообщает ему, что ему осталось жить около шести месяцев, и эта новость разрушает его привычный мир. Первая реакция мистера Уильямса — это отстраненность и отчужденность. В одной из сцен, он сидит на скамейке в парке, глядя на суету города, словно потеряв связь с реальностью. Он не понимает как двигаться дальше.

Понимая, что он не может справиться с эмоциями в одиночку, мистер Уильямс решает поделиться своими чувствами с незнакомцем в кафе. В этой сцене он впервые открывается и говорит о своем диагнозе и страхах. Он говорит о том, как он боится смерти и о том, что чувствует, что его жизнь была бессмысленной. Это первый шаг к принятию своих эмоций, так как он позволяет себе осознать и выразить свои страхи и сожаления.

Важной частью процесса принятия является осознание и интеграция эмоций в свою жизнь. Мистер Уильямс начинает активно осмысливать свою жизнь и то, что он чувствует. В одной из сцен, он приходит домой и просматривает старые фотографии, вспоминая моменты из прошлого. Он плачет, осознавая, сколько возможностей было упущено, и как много он не успел сделать. Эта сцена показывает его готовность принять свои сожаления и грусть как часть своей реальности.

После первоначального шока и принятия своих эмоций, мистер Уильямс начинает жить более осознанно. Он начинает замечать красоту и радость в простых вещах, которые ранее оставались незамеченными. Он идет по парку и наблюдает за детьми, играющими на площадке. Он улыбается, видя их радость, и находит утешение в этих простых моментах. Этот переход к осознанности помогает ему лучше понять свои чувства и наслаждаться каждым моментом, несмотря на приближающийся конец.

Одним из ключевых моментов эмоциональной трансформации мистера Уильямса является его встреча с Маргарет, молодой женщиной из его офиса. В одной из сцен они встречаются в ресторане, и Маргарет рассказывает мистеру Уильямсу о своих мечтах и планах на будущее. Этот разговор пробуждает в нем чувства надежды и вдохновения. Он видит, что молодость и энтузиазм Маргарет контрастируют с его собственной жизнью, и это заставляет его переосмыслить свои ценности и приоритеты. Он осознает, что, несмотря на свою болезнь, он еще может что-то изменить и оставить след.

Ценности и действия

ACT подчеркивает важность определения личных ценностей как основы для осмысленных действий. Мистер Уильямс начинает осознавать, что его истинные ценности связаны с помощью другим и созданием чего-то значимого. Он начинает задаваться вопросами: «Что действительно важно для меня?» и «Как я хочу, чтобы меня запомнили?». В одной из ключевых сцен, он пересматривает старые документы и находит проект строительства детской площадки, который ранее был отклонен. Этот проект становится символом его новых ценностей и стремления сделать что-то полезное для детей.

Осознав свои ценности, мистер Уильямс начинает активно действовать. Его первым шагом становится попытка реанимировать заброшенный проект по созданию детской площадки. В одной из сцен он изучает старые документы и чертежи, собирая необходимую информацию и ресурсы. Это действие символизирует его готовность взять на себя ответственность и начать действовать. 

Он сталкивается с существенными препятствиями со стороны муниципальных властей и коллег, которые не разделяют его энтузиазма по поводу проекта. В серии сцен он посещает офисы, ведет переговоры с чиновниками, сталкиваясь с отказами и равнодушием. Эти моменты тестируют его решимость, но также укрепляют его уверенность в правильности выбранного пути. Он использует свои знания и опыт в навигации по сложной бюрократической системе, чтобы найти пути для реализации своих идей.

Через свои действия мистер Уильямс начинает влиять на окружающих. В фильме показано, как его настойчивость и энтузиазм вдохновляют коллег и местных жителей. Он не только изменяет мир вокруг себя, но и сам претерпевает значительные изменения. Он становится более уверенным, решительным и эмоционально устойчивым. 

В кульминационной сцене фильма мистер Уильямс сидит на качелях на построенной детской площадке, поет и наслаждается моментом. Эта сцена подчеркивает завершение его пути поиска смысла и ценностей. Он находит утешение в том, что его жизнь приобрела смысл и оставила после себя наследие. Этот момент символизирует полное принятие своих ценностей и их реализацию через осознанные действия.

Заключение

Фильм «Жить», представляет собой глубокое и эмоциональное исследование смысла жизни и человеческой трансформации, рассказывая историю мистера Уильямса, обыкновенного человека, столкнувшегося с экзистенциальным кризисом после того, как он узнал о своем смертельном диагнозе. Рассматривая этот фильм через подход «терапии принятия и ответственности», мы можем увидеть важные уроки о принятии, осознанности, определении ценностей и осознанных действиях, которые могут вдохновить каждого из нас на поиски более осмысленной и удовлетворяющей жизни.

Для меня этот фильм иллюстрирует, как важна способность принять свои эмоции, даже самые болезненные, и использовать их как двигатель для личностного роста. Мистер Уильямс проходит через глубокую эмоциональную трансформацию, осознав и приняв свои страхи и сожаления. Это подчеркивает, что принятие не означает смирение с обстоятельствами, а является активным процессом, который позволяет нам лучше понимать себя и находить внутренний покой.

Кроме того, фильм демонстрирует значимость осознанности и присутствия в настоящем моменте. Мистер Уильямс начинает замечать красоту в повседневных вещах и находит радость в простых моментах, что помогает ему справиться с экзистенциальным кризисом и найти утешение. Это напоминает нам, что осознанность может быть мощным инструментом для улучшения качества жизни и усиления нашего эмоционального благополучия.

Фильм также подчеркивает важность определения и реализации личных ценностей. Мистер Уильямс, осознав их, направляет свои усилия на создание чего-то значимого для общества. Этот процесс не только приносит удовлетворение ему самому, но и оказывает положительное влияние на окружающих. Это иллюстрирует, что осознание и следование своим ценностям могут стать основой для осмысленной и продуктивной жизни. И несмотря на ограничения и препятствия, можно добиться значимых изменений. Его решимость и настойчивость в реализации проекта детской площадки являются примером того, как конкретные действия, основанные на ценностях, могут привести к значительным результатам. Это вдохновляет на активные действия для достижения своих целей и подчеркивает, что каждый шаг в направлении наших ценностей имеет значение.