«Треугольник Карпмана»: почему Спасатель и Жертва становятся Тиранами?
История появления «треугольника Карпмана»?
История возникновения треугольника Карпмана начинается с Стивена Карпмана, родившегося в Вашингтоне. Отец Карпмана был психоаналитиком, работавшим в психиатрическом тюремном госпитале, а мать была соцработником в психиатрическом отделении госпиталя. После окончания медицинской школы при Дьюкском университете Карпман стал заинтересован в диаграммах и теориях, что впоследствии привело его к транзактному анализу – психологической модели, описывающей и анализирующей поведение человека. Карпман пришел к идее треугольника отношений во время обучения у создателя транзактного анализа Эрика Берна. В процессе работы с клиентами Карпман использовал позиции спортсменов, основанные на игровых схемах, в которых есть нападающие и защитники. Это привело к созданию треугольника отношений, который был успешно применен в работе с клиентами. Когда Карпман рассказал об этой диаграмме Берну, тот ответил: «Опиши ее, и люди будут тебя цитировать последующие 200 лет». И вот уже более полувека спустя, треугольник Карпмана все еще активно используется в психотерапии и психологии для описания динамики межличностных отношений.
Что такое «треугольник Карпмана»?
Модель треугольника Карпмана основана на том, что взаимоотношения между людьми могут быть описаны тремя ролями: Cпасителем, Тираном (Преследователем, Агресcором) и Жертвой. Каждая роль имеет свой сценарий и свой набор характеристик, которые могут взаимодействовать вместе и создавать деструктивный механизм. Жертва считается главной фигурой в этой модели, так как она часто инициирует целую схему, провоцируя Тирана и ища Защитника.
Роль Жертвы в драматическом треугольнике
Роль Жертвы – это позиция, в которой человек считает себя обиженным и несправедливо обделенным, часто без вины своей. Жертвы могут выступать в роли жалующегося и пассивного человека, который часто ищет поддержки и сострадания от других. Они часто ждут, что кто-то из вне поможет им изменить свою ситуацию.
Однако, когда Жертва не получает достаточной поддержки от окружающих, она может начать менять свою роль. Жертва может стать Тираном и начать проявлять агрессию по отношению к окружающим, когда чувствует, что ее жалобы не находят отклика.
Как Жертва становится Тираном (Агрессором)
Жертвы могут стать тиранами, когда чувствуют, что им не хватает внимания или уважения со стороны окружающих. Это может произойти, когда окружающие перестают реагировать на жалобы Жертвы, потому что они чувствуют, что уже все сделали для нее, и дальнейшая помощь не имеет смысла.
Чувство отчаяния, которое охватывает Жертву, может привести к появлению агрессии. Жертва начинает критиковать и обвинять окружающих в своих проблемах, требовать больше внимания и уважения, а также ставить себя в центр внимания. Это происходит из-за чувства бессилия и несправедливости, которые переполняют Жертву.
В результате, Жертва может стать тираном, воспринимая окружающих как низкопоклонников или врагов, которые должны делать все, что она хочет. Она может стать контролирующей, злобной и недоверчивой. Тиран может диктовать условия своим близким и окружающим, а также требовать уважения и почитания.
Роль Спасателя в драматическом треугольнике
Роль Спасателя – это позиция, в которой человек стремится помочь другим людям, которые, по его мнению, находятся в бедственном положении. Он может чувствовать себя уверенно и компетентно, когда оказывает помощь другим, и желать уважения и признания со стороны окружающих за свои усилия.
Однако, когда Спасатель не получает достаточной благодарности или восхищения от окружающих, он может начать менять свою роль. Он может стать Агрессором и начать проявлять агрессию по отношению к окружающим, когда чувствует, что его усилия не находят должного признания.
Как Спасатель становится Тираном (Агрессором)
Спасатель может стать тираном, когда его желание помогать другим становится навязчивым и он начинает вмешиваться в жизнь других людей без их разрешения и даже против их воли. Он может начать контролировать и диктовать свою волю, считая, что знает, что лучше для других людей, даже если они этого не хотят.
Чувство важности и уверенности в своих силах, которое охватывает Спасателя, может привести к появлению агрессии. Он может начать критиковать и осуждать других людей, если они не принимают его помощь или не соглашаются с его мнением. Это может вызывать у других людей чувство беспомощности, бессилия и ощущение потери личной свободы.
Пути выхода из драматического «треугольника Карпмана»
Первым шагом на пути к выходу из драматического треугольника является осознание нахождения в нем. Это может быть сложно, так как игра в треугольник проходит неосознанно. Но если вы заметили, что находитесь в роли Жертвы, Преследователя или Защитника, значит вы уже на полпути к выходу из треугольника.
Распознавание и выход из роли Спасателя
Роль Спасателя в драматическом треугольнике заключается в желании помочь другому человеку, нередко до того, что перекладывание ответственности на себя может привести к истощению и потере своей собственной жизни. Спасатель надеется, что его помощь будет принята и оценена другим человеком, но такое ожидание часто оказывается неоправданным.
Одним из признаков того, что вы можете находиться в роли Спасателя, является желание решить все проблемы другого человека самостоятельно. Например, если ваш друг потерял работу, вы можете начать искать вакансии и обзванивать руководителей, чтобы помочь ему найти новое место работы. Но если друг начнет отвергать все ваши предложения, необходимо остановиться и задать ему вопрос: “Чем я могу тебе помочь?”.
Чтобы выйти из роли Спасателя, необходимо научиться оказывать помощь в нужной мере и по запросу. Спросите у другого человека, что ему нужно, и не предпринимайте никаких действий, не получив от него на это согласия. Если ваше предложение оказать помощь отклонено, не стоит навязываться и настаивать, лучше показать понимание и готовность помочь в будущем.
Если вы замечаете, что находитесь в роли Спасателя, напомните себе, что другой человек вполне способен справиться с трудностями самостоятельно. Ваша помощь может быть полезна, но только в той мере, в которой она требуется, и только по запросу.
Распознавание и выход из роли Жертвы
Роль Жертвы в драматическом треугольнике проявляется как пассивное поведение, ожидание помощи и жалоба на свою ситуацию. В этой роли человек считает, что у него нет выбора и что он не может изменить свою жизнь самостоятельно. Он ожидает, что кто-то другой поможет ему решить проблему и защитит его от неприятностей. Роль Жертвы характеризуется чувством бессилия и отсутствием ответственности за свою жизнь.
Распознать нахождение в роли Жертвы можно по постоянному жалобству на свою жизнь, бездействию и отсутствию попыток изменить свою ситуацию. В роли Жертвы человек часто ждет помощи и поддержки от других людей, но не проявляет инициативы сам.
Чтобы выйти из роли Жертвы, необходимо начать осознавать свою ответственность за свою жизнь и свои действия. Важно понять, что мы можем изменить свою жизнь только тогда, когда начнем действовать и принимать на себя ответственность за свои поступки и решения. Для этого необходимо начать действовать, вместо того, чтобы жаловаться на свою ситуацию и ждать помощи от других людей.
Одной из основных сложностей роли Жертвы является вторичная выгода, связанная с этой ролью. Человек может получать внимание, заботу и поддержку других людей, если он находится в роли Жертвы. Это может создавать привязанность к этой роли и мешать выходу из нее. Важно осознавать, что эти вторичные выгоды являются временными и могут препятствовать личностному росту и изменениям в жизни.
Выводящие из роли Жертвы техники основаны на поиске альтернативных вариантов поведения, которые позволят человеку стать активным участником своей жизни. Одна из таких техник – перестать жаловаться на свою ситуацию и начать действовать.
Если вы обнаружили, что играете роль Жертвы, попробуйте установить границы и говорить о своих потребностях и ожиданиях четко и ясно. Вы должны осознавать, что ваше состояние не обязательно должно зависеть от других людей, и что вы можете самостоятельно принимать решения и действовать.
Концепция «Треугольника победителя»
Концепция «Треугольника победителя» (Winning Triangle) разработана австралийским психотерапевтом Эйси Чой. Она основана на принципе того, что любые взаимоотношения могут быть успешными, если все участники почувствуют себя уверенными, заботливыми и беззащитными. Эта концепция-антитезис карпмановской диаграмме и предполагает, что для выхода из драматического треугольника необходимо принять новые роли: Уверенный, Заботливый и Беззащитный.
Уверенный
Роль Уверенного предполагает, что человек должен почувствовать себя уверенно в себе и своих возможностях. Это означает, что он должен иметь ясные цели и стратегии для их достижения, а также быть уверенным в своих возможностях и ресурсах для реализации этих целей. Он должен уметь выражать свои мысли и чувства четко и ясно, и принимать решения, которые соответствуют его ценностям и потребностям.
Заботливый
Роль Заботливого предполагает, что человек должен быть в состоянии проявлять заботу и эмпатию к другим людям, особенно в отношениях, которые для него важны. Он должен быть готовым выслушать другого человека, понять его чувства и потребности, и предложить помощь, если это необходимо.
Беззащитный
Роль Беззащитного предполагает, что человек должен уметь проявлять уязвимость и открытость в отношениях с другими людьми. Он должен быть готовым признать свои ошибки, допустить свою уязвимость и принять поддержку и помощь от других людей, если это необходимо.
Для того чтобы выйти из драматического треугольника, каждый участник должен принять одну из этих ролей. Например, Жертва может стать Уверенным, понимая, что она может сама решить свои проблемы, Агрессор может стать Заботливым, проявляя эмпатию и поддержку к другим людям, а Спасатель может стать Беззащитным, признав свою уязвимость и готовности принять помощь и поддержку других людей.
Важно отметить, что процесс выхода из драматического треугольника может быть долгим и сложным, особенно если роли были закреплены в отношениях на длительный период времени.
Заключение
Осознание и выбор роли в драматическом треугольнике являются ключевыми моментами для создания здоровых и гармоничных взаимоотношений. Распознавание своих эмоций и поведения позволяет избежать манипуляций и конфликтов, сохраняя при этом достоинство и уважение к себе и другим людям. Выход из драматического треугольника требует усилий и времени, но он необходим для здоровых и счастливых отношений.