fbpx ...

Психолог Андрей Винтергрин

Клиентский случай: «Постоянно переживаю за детей»

Тема тревоги может быть особенно актуальна для людей, которые переживают за безопасность, здоровье и будущее своих детей. Давайте рассмотрим историю о персонаже, которого зовут Елена, и она испытывает именно такие тревожные чувства. Вся личная информация и узнаваемые детали в описанном случае опущены или измены и обощены, для сохранения конфиденциальности. Однако история может вам лучше понять, чего ожидать на встречах.

История Елены

Елена, 45-летняя мать двух подростков, всегда чувствовала особую ответственность за их благополучие. Со временем, как они становились старше и начинали проявлять желание к большей независимости, Елена столкнулась с постоянно нарастающей тревожностью. Она боялась, что её дети могут столкнуться с трудностями или опасностями, из-за чего начала чрезмерно контролировать их жизнь. Её страхи включали в себя все — от беспокойства по поводу друзей её детей до страха перед возможными здоровенными проблемами. Елена постоянно проверяла, где находятся её дети, кто их друзья, какие у них планы, и старалась защитить их от любых потенциальных угроз.

Анализ ситуации

Первая консультация с Еленой прошла в атмосфере её явного беспокойства. Она была убеждена в необходимости своего контроля для обеспечения безопасности детей, однако это приводило к усилению её тревожности и снижению качества жизни всей семьи. Я предложил Елене работу над осознанием текущего момента и принятием мыслей, которые она не может контролировать. Основной задачей было изменение её отношения к тревожным мыслям, а не попытки избавиться от них.

Клиентский случай: «Постоянно переживаю за своего ребенка»Назначенное домашнее задание после первой встречи

Елене было предложено записывать свои мысли, когда она начинала чувствовать тревогу по поводу детей, и замечать, какие действия она предпринимает для снижения своего беспокойства. Это помогало ей стать более осознанной относительно своих автоматических реакций.

Дальнейшие шаги

Елена признала, что её тревога влияет не только на её личное состояние, но и на отношения с детьми, которые становились более замкнутыми и избегали разговоров с ней о своих проблемах. Она осознавала, что её поведение может привести к противоположному результату от желаемого — независимости и уверенности её детей.

Интервенции и цели

  1. Осознание мыслей: Я помогал Елене развивать осознанность своих мыслей и чувств. Мы использовали упражнения на осознанное дыхание и медитации, чтобы она могла лучше замечать свои автоматические мысли и реакции без необходимости их немедленного решения.
  2. Принятие чувств: Вместо попыток подавить или изменить свои тревожные чувства, Елена училась принимать их как часть своего опыта, не позволяя им контролировать её действия.
  3. Кларификация ценностей: Я проводил сессии, на которых мы обсуждали, какие жизненные ценности важны для Елены как для матери. Это помогало ей сформулировать ясное видение того, как она хотела бы воспитывать своих детей.

Домашние задания

После каждой сессии Елена получала задание, которое помогало ей применять на практике усвоенные стратегии. Например, она практиковала осознанные прогулки, во время которых фокусировалась на окружающей среде вместо своих тревожных мыслей. Также Елена вела дневник, в котором отмечала моменты, когда её действия были согласованы с её ценностями. Она начала записывать мысли, которые возникали у неё в моменты тревоги за своих детей:

  • “Я должна знать, где они находятся каждую минуту, чтобы они были в безопасности.”
  • “Если я не контролирую их, что-то плохое может случиться.”
  • “Я чувствую себя плохой матерью, если не могу защитить их от всех проблем.”

Развиваемые навыки

По мере работы Елена начала замечать, как её потребность в контроле влияет на отношения с детьми и её собственное самочувствие. Мы работали над тем, чтобы она могла различать “чистую” и “нечистую” тревогу — то есть тревогу, основанную на фактах против той, которая была продуктом её воображения и предположений. Елена училась принимать свои тревожные мысли без попыток их контролировать или изменять.

В процессе консультаций Елена научилась идентифицировать свои основные ценности как родителя — поддерживать развитие независимости и уверенности у своих детей. Она начала осознавать, что её излишний контроль мешает этому. Елена стала практиковать принятие и действия, основанные на её ценностях, что позволило ей снизить свою тревожность и улучшить отношения с детьми.

Упражнения для выяснения ценностей

Мы использовали несколько упражнений, чтобы помочь Елене определить и прояснить свои ценности:

  1. Упражнение “Письмо к идеальному себе”: Елена написала письмо своему “идеальному я”, описывая, каким она видит себя как родителя через несколько лет. Это помогло ей увидеть, что важнее всего в её роли как матери — поддерживать своих детей и быть для них опорой.
  2. Упражнение “Ценностные карточки”: Елена сортировала карточки с различными ценностями, выбирая те, которые наиболее важны для неё, такие как “свобода”, “забота”, “независимость”.

Интеграция ценностей в повседневные действия

Мы работали над тем, чтобы Елена начала активно включать свои ценности в ежедневные действия:

  • Делегирование ответственности: Елена начала позволять детям принимать решения по некоторым вопросам, таким как выбор кружков и занятий, что способствовало развитию их независимости.
  • Время разговоров: Ежедневные неформальные беседы заменили регулярные допросы, что помогло создать атмосферу доверия и открытости.

Результаты

По мере продолжения терапии Елена заметила значительное улучшение в своих отношениях с детьми. Она стала более открытой и поддерживающей, а не контролирующей. Её дети начали больше ей доверять и делиться своими проблемами, чувствуя поддержку, а не осуждение. Елена почувствовала снижение тревожности и повышение удовлетворенности жизнью.

Внутренние изменения:

  • Елена почувствовала снижение уровня тревожности и увеличение доверия к своим детям.
  • Она начала осознавать и принимать, что не все ситуации можно контролировать, и что это нормально.

Изменения в поведении:

  • Её дети стали более самостоятельными и открытыми в общении с ней.
  • Взаимоотношения в семье улучшились, стали более гармоничными и менее напряжёнными.

Эти шаги помогли Елене переосмыслить свои родительские подходы и способствовали более здоровой и поддерживающей домашней атмосфере.

Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.