Психолог Андрей Винтергрин

Повышение эмоционального интеллекта: ключевые идеи из интервью Марка Брэкетта


Марк Брэкетт и эмоциональный интеллект

Исследования Марка Брэкетта (Marc Brackett) демонстрируют удивительный факт: только 36% людей во всем мире можно назвать эмоционально интеллигентными. Остальные блуждают в потемках собственных чувств, принимая решения на основе искаженной или неполной информации. Но что произойдет, если мы научимся правильно читать эту потаенную карту нашего внутреннего мира? Что если бы наши «отрицательные» эмоции не были врагами, а стали самыми ценными учителями?

9 сентября 2024 года вышел выпуск подкаста Huberman Lab «How to Increase Your Emotional Intelligence | Dr. Marc Brackett», в котором доктор Брэкетт обсуждает с ведущим Эндрю Хуберманом концепции эмоционального интеллекта и предлагает практические инструменты для его развития. В течение двух с половиной часов беседы они затрагивают множество аспектов эмоционального интеллекта: от основных понятий до практических стратегий развития эмоциональных навыков, от влияния технологий на эмоциональное общение до роли эмоций в принятии решений. В этой статье я предлагаю ознакомиться с ключевыми идеи этого интервью.

Доктор Марк Брэкетт — исследователь в области эмоционального интеллекта, профессор Йельского университета и основатель Йельского центра эмоционального интеллекта. С более чем 25-летним опытом научной работы, доктор Брэкетт опубликовал свыше 175 научных статей о роли эмоционального интеллекта в обучении, принятии решений, творчестве, отношениях, физическом и психическом здоровье. Он является автором бестселлера «Permission to Feel» («Разрешение чувствовать»), переведенного на 25 языков, и ведущим разработчиком подхода RULER, внедренного в более чем 5000 школ по всему миру.

Путь Брэкетта к изучению эмоционального интеллекта был глубоко личным. В детстве он столкнулся с серьезным травматическим опытом, включая издевательства и насилие, что привело к эмоциональной изоляции. Как он сам признаётся в интервью:

«Я рос, будучи объектом издевательств. Я буквально жил в страхе. Каждый день, когда я шёл в школу, я не знал, буду ли я жив, когда вернусь домой».

Именно его дядя, школьный учитель, стал для него проводником в мир понимания и управления эмоциями, что впоследствии определило профессиональное призвание Брэкетта.

Что такое эмоциональный интеллект?

Согласно доктору Брэкетту, эмоциональный интеллект — это способность рассуждать о своих эмоциях и эмоциях других людей. Этот навык охватывает не только индивидуальное самопонимание, но и межличностные отношения.

«Эмоциональный интеллект — это не то, что локализовано в одной области мозга. Это сетевое явление, которое затрагивает множество областей и влияет на общее функционирование человека», — объясняет Брэкетт.

Он подчеркивает, что эмоциональный интеллект является динамическим навыком, который можно развивать на протяжении всей жизни, в отличие от более стабильных личностных черт.

Доктор Брэкетт описывает эмоциональный интеллект через аббревиатуру RULER, которая отражает пять ключевых компонентов:

  • Распознавание эмоций (Recognizing)
  • Понимание эмоций (Understanding)
  • Обозначение эмоций (Labeling)
  • Выражение эмоций (Expressing)
  • Регулирование эмоций (Regulating)
Повышение эмоционального интеллекта: ключевые идеи из интервью Марка Брэкетта

Распознавание эмоций (Recognizing) — умение идентифицировать эмоции по выражению лица, тону голоса и другим невербальным сигналам.

«Многие из нас не обучены замечать эмоциональные сигналы, — отмечает Брэкетт. — Мы часто пропускаем важные знаки, которые показывают, что человек испытывает стресс или дискомфорт».

Понимание эмоций (Understanding) — осознание причин возникновения эмоций и их влияния.

«Недостаточно просто понимать, что ты злишься. Важно осознавать причину этой эмоции — несправедливое обращение, неоправданные ожидания или что-то другое», — объясняет Брэкетт.

Обозначение эмоций (Labeling) — способность точно назвать эмоцию, используя богатый словарный запас.

«В английском языке тысячи слов для обозначения эмоций, но среднестатистический человек регулярно использует лишь около 10-15», — отмечает Брэкетт.

Он подчеркивает, что точное обозначение эмоций — ключевой навык для их регулирования.

Выражение эмоций (Expressing) — умение конструктивно выражать свои чувства.

«Не каждую эмоцию нужно выражать, и не любое выражение эмоций приносит пользу, — говорит Брэкетт. — Эмоционально развитый человек понимает, как, когда и с кем стоит делиться своими чувствами».

Регулирование эмоций (Regulating) — способность управлять эмоциями для достижения целей и благополучия.

«Регулирование — это не подавление эмоций. Это применение стратегий управления эмоциональными состояниями так, чтобы они помогали, а не мешали», — поясняет Брэкетт.

Важным аспектом, на который обращает внимание Брэкетт, является тот факт, что эмоциональный интеллект охватывает как собственные эмоции, так и эмоции других людей.

«Мы регулируем эмоции совместно. Эмоциональный интеллект требует самовосприятия — нужно анализировать свои эмоции и понимать чувства людей, с которыми общаемся», — отмечает он.

Как подтверждают исследования Брэкетта:

«Наши исследования показывают, что люди с более высоким эмоциональным интеллектом здоровее, счастливее, более социально связаны и с большей вероятностью достигают своих целей».

Система оценки настроения (Mood Meter)

Одним из практических инструментов, разработанных доктором Брэкеттом и его командой в Йельском центре эмоционального интеллекта, является «Mood Meter» (система оценки настроения) — графическое представление эмоций в виде координатной сетки с двумя измерениями: энергией и приятностью.

Структура Mood Meter

«Mood Meter помогает упорядочить сложные процессы в нашем уме и теле, перенося их в понятное эмоциональное пространство», — объясняет Брэкетт.

Этот инструмент разделен на четыре квадранта, каждый из которых соответствует определенному типу эмоций:

Желтый квадрант (высокая энергия, высокая приятность): радость, энтузиазм, оптимизм, вдохновение, гордость, игривость, бодрость.

«В жёлтом квадранте человек чувствует приподнятость, энергию, позитив. Такое состояние идеально подходит для творчества и общения», — отмечает Брэкетт.

Зеленый квадрант (низкая энергия, высокая приятность): спокойствие, умиротворение, расслабленность, благодарность, удовлетворенность.

«Зелёный квадрант — это состояние внутреннего спокойствия и принятия. Это отличное состояние для медитации, отдыха и восстановления», — объясняет Брэкетт.

Синий квадрант (низкая энергия, низкая приятность): грусть, уныние, усталость, разочарование, одиночество.

«Синие эмоции часто заставляют нас замедлиться, обратиться внутрь себя. Они могут быть сигналом о потере или необходимости отдыха», — говорит Брэкетт.

Красный квадрант (высокая энергия, низкая приятность): злость, тревога, стресс, страх, раздражение, фрустрация.

«Красные эмоции — это сигналы о том, что что-то не так, что наши границы нарушены или мы сталкиваемся с препятствием. Эти эмоции дают нам энергию для действия», — поясняет Брэкетт.

Брэкетт подчеркивает, что Mood Meter — это не просто теоретическая концепция, а практический инструмент для повседневного использования.

«Я рекомендую людям мысленно или физически отмечать свои чувства на Mood Meter каждый день. Это развивает навыки распознавания, обозначения и регулирования эмоций для более здоровой, продуктивной и полноценной жизни».

Более подробно с Mood Meter можно ознакомиться в статье: Mood Meter (измеритель настроения): инструмент для осознания и регулирования эмоций

В интервью он описывает эксперимент:

«Люди иногда думают: «О, я всегда в красном квадранте». Но когда они используют этот инструмент и фиксируют свои эмоции в течение дня, они начинают осознавать: «Вообще-то, я испытываю более широкий спектр приятных эмоций». Многие обращают внимание на свои чувства только когда находятся в красном квадранте».

Развивая этот подход, команда Брэкетта создала приложение «How We Feel», которое помогает пользователям распознавать и регулировать свои эмоции.

«Приложение предлагает определения для 144 эмоций и 36 стратегий, основанных на научных исследованиях. Оно может помочь вам развить более продвинутый эмоциональный словарный запас и понять, как ваши чувства связаны с окружающими вас людьми и вашей деятельностью», — объясняет Брэкетт.

Особенностью приложения является то, что оно объединяет мобильные технологии с серьезной наукой:

«Пользователи начинают с проверки своего текущего эмоционального состояния, а затем отмечают или записывают факторы, которые, по их мнению, способствуют этому состоянию. Поскольку эмоции не бывают «хорошими» или «плохими», пользователям затем предоставляется возможность изучить стратегии, чтобы чувствовать себя так, как они хотят, с помощью полезных видео и упражнений».

Влияние подавления эмоций на психологическое благополучие

В беседе с Хуберманом Брэкетт подробно рассматривает тему подавления эмоций и его долгосрочных последствий для психологического и физического здоровья. «Идея о том, что мы должны быть счастливы всё время, нелепа», — категорично заявляет он, бросая вызов распространенному в обществе мнению о необходимости постоянно демонстрировать позитивный настрой.

Брэкетт делится результатами исследований:

«Метаанализ показывает, что люди, постоянно подавляющие эмоции, особенно негативные, имеют более слабые социальные связи, сильнее подвержены стрессу и чаще страдают от физических и психологических проблем».

Он отмечает, что подавление эмоций связано с повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний, проблемами с иммунной системой и различными психологическими расстройствами, включая депрессию и тревожность.

Делясь личным опытом, Брэкетт рассказывает:

«Я рос с тревожными родителями и строгим отцом. В нашей семье не принято было говорить о чувствах. Я научился подавлять свои эмоции, особенно негативные, и казаться «нормальным», несмотря на то, что происходило внутри меня».

Такой опыт сформировал его привычку к подавлению эмоций, последствия которой он ощущал долгие годы.

«Подавленные эмоции не исчезают. Они накапливаются внутри и часто прорываются наружу в неожиданной и разрушительной форме», — предупреждает Брэкетт.

Он описывает, как это может проявляться: от хронической усталости и мышечного напряжения до внезапных вспышек гнева и проблем с концентрацией.

Вместо подавления эмоций доктор Брэкетт предлагает практику «разрешения чувствовать» — осознанного принятия всех эмоций как естественной части человеческого опыта.

«Разрешение чувствовать — это не потакание эмоциям или позволение им управлять поведением. Это признание ценности всех эмоций и информации, которую они несут», — объясняет он.

Брэкетт предлагает конкретные стратегии работы с эмоциями:

  • Осознание и признание — «Первый шаг — просто заметить, что вы чувствуете. Назовите эту эмоцию. Признайте её существование без осуждения».
  • Исследование — «Спросите себя: «Что вызвало эту эмоцию? Что она пытается мне сказать? Какую потребность она отражает?»»
  • Выражение — «Найдите конструктивный способ выразить эмоцию — разговор с доверенным человеком, письмо, творчество».
  • Регулирование — «Выберите стратегию, которая поможет вам управлять этой эмоцией — глубокое дыхание, медитация, физическая активность, изменение ситуации».

Брэкетт описывает личный пример использования этих стратегий:

«Во время пандемии COVID-19 я жил с тещей, что создавало определенные трудности. В какой-то момент я почувствовал, что мои эмоции выходят из-под контроля. Я использовал технику визуализации — представил ситуацию со стороны, как если бы я был наблюдателем. Это позволило мне дистанцироваться от интенсивных эмоций и найти более конструктивный подход к решению проблемы».

В заключение этой темы Брэкетт подчеркивает:

«Не бывает «плохих» эмоций. Все эмоции — это информация. Даже самые неприятные эмоции могут быть полезны, если мы научимся их слушать и понимать».

Интроверсия, экстраверсия и эмоциональный интеллект

Интересным аспектом дискуссии стало обсуждение взаимосвязи между личностными характеристиками, в частности интроверсией и экстраверсией, и эмоциональным интеллектом. Брэкетт и Хуберман анализируют, как люди с разными типами личности воспринимают и обрабатывают эмоциональную информацию.

«Интроверсия и экстраверсия определяют, как человек распределяет энергию: интроверты предпочитают небольшие группы; экстраверты тяготеют к большим компаниям», — объясняет Брэкетт.

Он отмечает, что эти характеристики существуют в спектре, и многие люди проявляют черты как интроверсии, так и экстраверсии в зависимости от ситуации.

Брэкетт приводит интересный пример:

«Творческие люди, как правило, интровертны, когда создают свое искусство, и экстравертны, когда делятся им с публикой».

Это наблюдение иллюстрирует гибкость личностных характеристик и их связь с контекстом.

Согласно исследованиям, о которых говорит Брэкетт, экстраверты обычно более успешны в социальных взаимодействиях:

«Обычно экстраверты успешнее, потому что смелее идут к своим целям».

Они активнее налаживают связи, легче просят о повышении и создают более широкие социальные сети, что может давать им определенные преимущества.

Интроверты, с другой стороны, часто преуспевают в задачах, требующих глубокой фокусировки и анализа.

«Интроверты часто становятся отличными аналитиками, писателями, исследователями, поскольку им комфортно подолгу оставаться наедине со своими мыслями», — отмечает Брэкетт.

Для иллюстрации различий между этими типами личности, Брэкетт описывает эксперимент:

«Представьте, что вы даете задание спланировать вечеринку группе интровертов и группе экстравертов. Экстраверты начнут с составления списка гостей — кого пригласить, как будет происходить общение. Интроверты же, вероятно, сосредоточатся на логистике — бюджете, меню, расписании мероприятия. Обе группы выполнят задание, но их подходы будут совершенно разными».

Однако самое важное открытие, которым делится доктор Брэкетт:

«Между личностными чертами и эмоциональным интеллектом практически нет корреляции».

Этот факт противоречит распространенному мнению о том, что определенные типы личности автоматически обладают более высоким эмоциональным интеллектом.

«Знание своих личностных особенностей помогает регулировать эмоции, но это не означает, что вы практикуете то, что проповедуете», — объясняет Брэкетт.

Он подчеркивает, что эмоциональный интеллект — это набор навыков, которые можно развивать, независимо от того, являетесь ли вы интровертом или экстравертом.

В практическом плане Брэкетт предлагает рекомендации для людей с разными типами личности:

Для интровертов:

«Признайте, что вам нужно время наедине с собой для восстановления энергии. Планируйте это время сознательно. При необходимости взаимодействия в больших группах, используйте стратегии для управления энергией — например, делайте короткие перерывы или заранее продумывайте темы для разговора».

Для экстравертов:

«Учитывайте, что не все разделяют вашу потребность в активном социальном взаимодействии. Давайте пространство интровертам и не воспринимайте их потребность в одиночестве как отвержение. Практикуйте активное слушание и развивайте эмпатию».

Для всех:

«Независимо от типа личности, развивайте навыки эмоционального интеллекта — учитесь распознавать свои эмоции и эмоции других, называть их точно, понимать их причины и выбирать эффективные стратегии регулирования».

Эмоциональное наставничество

Доктор Брэкетт вводит важное понятие «эмоционального наставника» — человека, который создает безопасное пространство для выражения и исследования эмоций. В интервью он подробно описывает качества такого наставника и его роль в развитии эмоционального интеллекта.

«Эмоциональный наставник — не терапевт и не традиционный коуч. Это человек, помогающий ориентироваться в мире эмоций, учащий понимать и регулировать их», — объясняет Брэкетт.

Он подчеркивает, что такой наставник может появиться в жизни человека в любом возрасте и в различных ролях — родитель, учитель, друг, коллега или партнер.

Хороший эмоциональный наставник, по мнению Брэкетта, обладает следующими качествами:

  • Неосуждающее отношение — «Эмоциональный наставник не оценивает ваши чувства как «правильные» или «неправильные». Он принимает их такими, какие они есть».
  • Эмпатия — «Он способен встать на ваше место, почувствовать то, что чувствуете вы, не теряя при этом собственной идентичности».
  • Активное слушание — «Он действительно слушает, а не просто ждет своей очереди говорить. Он задает уточняющие вопросы, отражает ваши чувства, помогает вам глубже их исследовать».
  • Валидация — «Он подтверждает обоснованность ваших чувств, даже если не согласен с вашими действиями или интерпретациями».
  • Терпение — «Он понимает, что эмоциональное развитие — это процесс, который требует времени, и не торопит его».

В детстве таким наставником для Брэкетта стал его дядя, школьный учитель.

«Мой дядя был первым человеком, который действительно выслушал меня, — вспоминает Брэкетт. — Когда я рассказал ему об издевательствах, которым подвергался в школе, он не стал говорить мне «перестань ныть» или «будь мужчиной». Вместо этого он сказал: «Расскажи мне больше. Что ты чувствуешь? Как это влияет на тебя?»»

Этот опыт был трансформирующим для молодого Брэкетта:

«Впервые в жизни я почувствовал, что мои эмоции имеют значение. Что я имею право их испытывать и выражать. Это было началом моего пути к эмоциональному здоровью».

Брэкетт подчеркивает важность давать себе и другим разрешение на разговоры о чувствах:

«Это упражнение полезно для обоих участников беседы. Когда мы обсуждаем эмоции, мы не только выпускаем пар, но и лучше понимаем себя и друг друга».

Он описывает процесс эмоционального наставничества на примере:

«Представьте, что ребенок приходит домой расстроенный после школы. Типичная реакция многих родителей — попытаться немедленно решить проблему или отвлечь ребенка: «Не переживай, завтра будет лучше» или «Давай поиграем в твою любимую игру». Но эмоциональный наставник поступает иначе. Он садится рядом с ребенком и говорит: «Я вижу, что ты расстроен. Хочешь рассказать, что произошло?» Он дает ребенку пространство для выражения эмоций, помогает назвать их, понять их причины и только потом, если необходимо, переходит к решению проблемы».

Этот подход, по словам Брэкетта, можно применять и во взрослых отношениях:

«Когда ваш партнер или друг выражает сильные эмоции, не спешите давать советы или минимизировать их чувства. Начните с признания эмоции: «Я вижу, что ты расстроен/зол/обижен». Затем проявите любопытство: «Что именно вызвало эту эмоцию? Как я могу тебя поддержать?»»

Брэкетт отмечает, что знание своих чувств может быть освобождающим и дать правильные стратегии для навигации в сложных ситуациях:

«Когда вы можете точно назвать свою эмоцию и понять её происхождение, вы получаете возможность выбора: как реагировать, какую стратегию использовать, какие действия предпринять».

Технологии и эмоциональная коммуникация

В эпоху цифровых технологий особое внимание в интервью уделяется влиянию текстовых сообщений, социальных сетей и других форм цифрового общения на эмоциональную коммуникацию. Брэкетт приводит впечатляющую статистику:

«В среднем американцы проводят более шести часов в день в интернете, а большая часть общения сегодня происходит через текстовые сообщения и социальные сети».

Эта тенденция, по мнению Брэкетта, создает серьезные вызовы для эмоционального интеллекта:

«При живом общении мы получаем множество невербальных сигналов — мимику, интонацию, позу, жесты. Эти элементы составляют до 90% эмоционального послания. В текстовом общении все это отсутствует».

Он объясняет, как это влияет на понимание эмоций:

«Когда вы читаете текстовое сообщение «Мне это нравится», вы не знаете, сказано ли это с энтузиазмом, сарказмом или равнодушием. Эта неопределенность создает пространство для неправильных интерпретаций и недопонимания».

Брэкетт выражает особую обеспокоенность феноменом «эмоджификации» культуры:

«Эмодзи были созданы как попытка добавить эмоциональный контекст в текстовое общение. Но они слишком упрощают сложные эмоциональные состояния. Улыбающееся лицо может означать десятки различных эмоций — от искренней радости до вежливого согласия или скрытого раздражения».

Исследования, проведенные командой Брэкетта, показывают, что текстовые сообщения могут быть особенно проблематичными для эмоционально насыщенных тем:

«Мы обнаружили, что люди часто неправильно интерпретируют эмоциональный тон в текстовых сообщениях. Нейтральные сообщения воспринимаются как негативные, а попытки пошутить или выразить сарказм часто приводят к недопониманию».

Особенно сильно эта проблема проявляется у молодежи:

«Наши исследования показывают, что подростки, которые проводят время в лагерях на природе без экранов, значительно улучшают свои навыки интерпретации невербальных эмоциональных сигналов всего за пять дней».

Этот эксперимент демонстрирует, как цифровые средства коммуникации могут ослаблять наши естественные способности к эмоциональному восприятию.

Брэкетт также обращает внимание на феномен онлайн-комментариев и анонимности в интернете:

«Анонимность в сети часто снижает психологические барьеры, которые обычно удерживают людей от выражения крайне негативных эмоций. Это приводит к явлению, которое мы называем «онлайн-растормаживание» — люди говорят вещи, которые никогда не сказали бы при личном общении».

В качестве примера он приводит опыт публичных фигур:

«Политики, знаменитости и другие публичные личности постоянно сталкиваются с потоком негативных комментариев в социальных сетях. Эти комментарии могут быть чрезвычайно жестокими и личными, что создаёт огромную эмоциональную нагрузку».

Брэкетт предлагает стратегии для улучшения эмоциональной коммуникации в цифровом мире:

  • Осознанный выбор канала коммуникации — «Для эмоционально сложных разговоров выбирайте видеозвонки или личные встречи вместо текстовых сообщений. Если вы чувствуете, что текстовый разговор становится эмоционально напряженным, предложите перейти к голосовому или видеообщению».
  • Прояснение эмоционального контекста — «В текстовых сообщениях явно обозначайте эмоциональный контекст: «Я говорю это с улыбкой» или «Это действительно важно для меня». Не полагайтесь только на эмодзи для передачи эмоций».
  • Проверка интерпретаций — «Если вы не уверены в эмоциональном тоне сообщения, спросите напрямую: «Я правильно понимаю, что ты расстроен этим?» или «Это была шутка? Я немного запутался»».
  • Развитие эмпатического чтения — «Практикуйте «чтение между строк» и учитывайте контекст, предыдущие сообщения и то, что вы знаете о человеке, чтобы лучше интерпретировать его эмоциональное состояние».
  • Цифровые перерывы — «Регулярно делайте перерывы в использовании цифровых устройств. Это помогает восстановить естественные навыки эмоционального восприятия и уменьшить информационную перегрузку».

Брэкетт заключает эту тему важным наблюдением:

«Технологии — это инструмент, и как любой инструмент, они могут быть использованы как во благо, так и во вред. Наша задача — научиться использовать их таким образом, чтобы они усиливали, а не ослабляли наши человеческие связи и эмоциональное понимание».

Буллинг и эмоциональная безопасность

Одной из важных тем, затронутых в интервью, стала проблема буллинга среди детей и взрослых, как при личном общении, так и в интернете. Личный опыт доктора Брэкетта с тяжелым детским буллингом стал не только источником травмы, но и движущей силой его профессиональной деятельности.

«Буллинг — не просто отдельные агрессивные выпады или обидные шутки. Это систематическое преследование с дисбалансом власти, намеренным причинением вреда и регулярным повторением», — объясняет Брэкетт.

Он подчеркивает, что буллинг может принимать различные формы — физическую, вербальную, социальную (изоляция) и, в современном мире, кибербуллинг.

Говоря о своем опыте, Брэкетт не скрывает эмоций:

«Я был ребенком, ежедневно шедшим в школу с ужасом. Меня толкали, били, обзывали. Постепенно я начал верить, что со мной что-то не так, что я заслуживаю такого обращения».

Он описывает глубокие психологические последствия буллинга — стыд, страх, отчаяние, потерю ощущения безопасности и доверия к миру.

Особенно тяжелым аспектом этого опыта было отсутствие поддержки:

«Когда я обращался к взрослым — учителям, родителям — их реакция часто была неадекватной. «Мальчики есть мальчики», «не обращай внимания», «дай сдачи» — эти фразы не помогали, они только усиливали мое чувство беспомощности».

Брэкетт категорично заявляет:

«Это право человека — быть защищенным. Никто не должен терпеть насилие или преследование ни в какой форме».

Он отмечает, что эта позиция должна быть четко артикулирована во всех образовательных учреждениях и на рабочих местах.

В интервью Брэкетт обращает внимание на то, как буллинг связан с эмоциональным интеллектом:

«И агрессоры, и жертвы часто имеют проблемы с эмоциональным интеллектом, хотя и разного характера. Агрессоры могут не понимать или не ценить эмоции других, не иметь эмпатии. Жертвы же часто не умеют эффективно выражать свои эмоции и защищать свои границы».

Он описывает, как его подход RULER помогает предотвращать буллинг через развитие эмоциональных навыков:

  • Распознавание — «Дети учатся замечать признаки дистресса у себя и других, что помогает идентифицировать ситуации буллинга на ранних стадиях».
  • Понимание — «Они исследуют причины поведения, в том числе агрессивного, что способствует развитию эмпатии и снижению стереотипов».
  • Обозначение — «Точное называние эмоций дает детям язык для выражения своих чувств и обсуждения сложных ситуаций».
  • Выражение — «Дети учатся конструктивно выражать негативные эмоции и просить о помощи, когда это необходимо».
  • Регулирование — «Они развивают стратегии управления эмоциями в стрессовых ситуациях, что помогает как жертвам, так и потенциальным агрессорам».

Брэкетт приводит примеры успешного внедрения этого подхода:

«В школах, где был внедрен RULER, мы наблюдаем снижение случаев буллинга на 30-50%. Но, что еще важнее, мы видим изменение общей атмосферы — дети чувствуют себя в большей безопасности, смелее выражают свои мысли и чувства, активнее защищают друг друга».

Особое внимание в интервью уделяется кибербуллингу — форме преследования, которая происходит в цифровом пространстве и имеет свои особенности.

«Кибербуллинг может быть особенно разрушительным, потому что от него нет убежища — он следует за жертвой домой через смартфон или компьютер, часто происходит анонимно и может быстро распространяться на широкую аудиторию», — объясняет Брэкетт.

Он предлагает конкретные стратегии для родителей и педагогов по предотвращению и борьбе с буллингом:

  • Создание безопасного пространства для разговора — «Дети должны знать, что они могут рассказать взрослым о буллинге без страха осуждения или преуменьшения проблемы».
  • Обучение свидетелей — «Часто ключевую роль в прекращении буллинга играют не взрослые, а свидетели — другие дети. Необходимо учить их не поддерживать агрессора и защищать жертву».
  • Четкие правила и последствия — «В школах и других учреждениях должны быть ясные правила относительно буллинга и последовательные последствия для нарушителей».
  • Восстановительные практики — «Вместо чисто карательных мер эффективнее использовать подходы, которые помогают агрессору понять последствия своих действий и развить эмпатию».
  • Системный подход — «Буллинг — это не просто проблема отдельных детей, это проблема всей системы. Необходимо работать с культурой учреждения в целом».

Брэкетт выступает за профилактический подход к таким проблемам, как тревога и буллинг, через обучение эмоциональным навыкам с раннего детства:

«Вместо того чтобы просто наказывать за агрессивное поведение, мы должны учить детей понимать и управлять своими эмоциями, развивать эмпатию и коммуникативные навыки».

Эмоции и обучение

Исследования, проведенные командой Брэкетта, показывают, что эмоциональное состояние учащихся напрямую влияет на их академические результаты. В интервью он подробно рассматривает эту связь и предлагает стратегии для создания эмоционально благоприятной образовательной среды.

«Эмоции влияют на все стороны обучения — внимание, память, мотивацию, принятие решений», — объясняет Брэкетт.

Он приводит пример исследования:

«Мы обнаружили, что студенты, которые испытывают позитивные, активирующие эмоции, такие как интерес и любопытство, демонстрируют лучшее понимание материала и запоминание, чем те, кто испытывает негативные эмоции, такие как тревога или скука».

Однако Брэкетт предостерегает от упрощенного разделения эмоций на «полезные» и «вредные» для обучения:

«Даже негативные эмоции могут быть продуктивными в определенных контекстах. Например, умеренное чувство тревоги перед экзаменом может мобилизовать ресурсы и улучшить подготовку. Проблемы возникают, когда эмоции становятся слишком интенсивными или хроническими».

Он описывает, как различные эмоциональные состояния влияют на разные типы обучения:

  • Любопытство и интерес — «Эти эмоции расширяют внимание, способствуют исследовательскому поведению и связаны с более глубокой обработкой информации. Они идеальны для изучения новых концепций».
  • Радость и энтузиазм — «Эти высокоэнергетичные, позитивные эмоции способствуют творческому мышлению и формированию ассоциаций. Они хороши для мозгового штурма и генерации идей».
  • Спокойствие и умиротворение — «Эти низкоэнергетичные, позитивные эмоции благоприятствуют размышлению и интеграции информации. Они полезны для консолидации знаний».
  • Тревога и стресс — «В умеренных дозах эти эмоции могут повысить бдительность и фокус. Но при высокой интенсивности они мешают рабочей памяти и гибкому мышлению».
  • Скука и апатия — «Эти состояния сигнализируют о недостатке вовлеченности и снижают мотивацию. Они препятствуют всем формам обучения».

Брэкетт подчеркивает, что эмоциональное обучение должно начинаться с педагогов:

«Учителя могут эффективно обучать эмоциональным навыкам только в том случае, если сами развивают свой эмоциональный интеллект».

Он приводит данные исследований:

«Учителя с высоким уровнем эмоционального интеллекта создают более позитивный климат в классе, лучше управляют поведением учеников и устанавливают более прочные отношения с ними».

Подход RULER, разработанный Брэкеттом и его командой, начинается именно с обучения взрослых — учителей и администраторов школ.

«Мы рассматриваем внедрение эмоционального интеллекта не как отдельную программу, а как подход к трансформации всей школьной культуры», — объясняет он.

Брэкетт описывает, как выглядит эмоционально интеллигентный класс:

  • Эмоциональная осведомленность — «Учителя и ученики регулярно отслеживают и обсуждают свои эмоциональные состояния, используя инструменты вроде Mood Meter».
  • Эмоциональная безопасность — «Создается среда, где ученики чувствуют себя комфортно, выражая разнообразные эмоции без страха осуждения».
  • Эмоциональная поддержка — «Учителя реагируют на эмоциональные потребности учеников с эмпатией и уважением».
  • Эмоциональное моделирование — «Педагоги демонстрируют здоровые способы выражения и регулирования эмоций».
  • Интеграция эмоций в обучение — «Эмоциональные аспекты включаются в изучение различных предметов, от литературы до естественных наук».

Брэкетт приводит конкретные практики, которые могут быть внедрены в образовательный процесс:

  • Анализ эмоций персонажей — «Исследование эмоциональных аспектов литературных произведений, исторических событий, научных открытий».
  • Эмоциональная рефлексия — «Обсуждение эмоций, возникающих в процессе обучения, и их влияния на понимание материала».
  • Эмоциональные чек-ины — «Начало и завершение учебного дня коротким обсуждением эмоционального состояния».
  • Обучение стратегиям регуляции — «Практика техник управления эмоциями, таких как глубокое дыхание, переоценка ситуации, разговор с доверенным человеком».

В заключение этой темы Брэкетт подчеркивает:

«Эмоциональное обучение — это не роскошь или дополнение к основной программе. Это фундаментальный аспект образования, который влияет на все остальные аспекты учебного процесса».

Заключение

Работа доктора Марка Брэкетта предлагает научно обоснованный подход к пониманию и развитию эмоционального интеллекта, который может быть применен в различных сферах жизни — от личных отношений до рабочей среды и образования.

В интервью Хуберману Брэкетт подводит итог своего многолетнего исследования, подчеркивая, что эмоциональный интеллект — это не врожденная черта, а набор навыков, которые можно развивать на протяжении всей жизни:

«Мы все можем стать более эмоционально интеллигентными, если готовы приложить усилия к осознанию и пониманию своих эмоций».

Он отмечает, что эмоциональный интеллект не противоречит рациональному мышлению, а дополняет его:

«Эмоции не противоположны разуму. Они являются частью нашей системы обработки информации и принятия решений. Они дают нам данные, которые нельзя получить только через логические рассуждения».